Общие положения
Обобщение практики осуществления в 2020 году муниципального земельного контроля подготовлено в соответствии с ч.3 ст.8.2 Федерального закона № 294- ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с Программой профилактики нарушений, осуществляемой органом муниципального земельного контроля Комитетом по управлению имуществом Кушвинского городского округа в 2020 году и плановый период 2021-2022 годов, утвержденной постановлением администрации Кушвинского городского округа от 31.01.2020 № 120.
Анализ практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен с целью обеспечения доступности сведений об указанной практике, устранения условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений.
Муниципальный земельный контроль на территории Кушвинского городского округа осуществляется в соответствии с административным регламентом исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Кушвинского городского округа», утвержденным постановлением администрации Кушвинского городского округа от 18.12.2017 № 1871(в редакции постановления администрации Кушвинского городского округа от 25.11.2019 № 1509).
В соответствии с Уставом Кушвинского городского округа, осуществление муниципального лесного контроля относится к полномочиям администрации Кушвинского городского округа. Функции по осуществлению муниципального жилищного контроля возложены на функциональный орган администрации Кушвинского городского округа - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кушвинского городского округа.
Предметом муниципального контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства Российской Федерации, земельного законодательства Свердловской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования):
1) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок;
2) требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
3) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
4) требований законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
5) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
6) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных должностными лицами органа муниципального земельного контроля в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
При осуществлении муниципального лесного контроля должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, могут взаимодействовать с правоохранительными органами, природоохранными и иными организациями, гражданами.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в границах Кушвинского городского округа
Организация и проведение проверок
Муниципальный контроль осуществляется в форме:
-проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;
-принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
-систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.
В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые и внеплановые проверки в 2020 году в отношении юридических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства не проводились.
За период с января 2020 по декабрь 2020 должностным лицом, ответственным за осуществление муниципального земельного контроля на территории Кушвинского городского округа, проведено 11 проверок физических лиц, из которых 0 плановых и 11 внеплановых проверок.
- по результатам 1 проверки, нарушения требований земельного законодательства не установлены;
- выдано 10 предписаний об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства;
- 11 материалов проверок направлено в Межмуниципальный отдел по Красноуральскому, Кушвинскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области;
- проведено 10 рейдовых осмотров.
Кроме того, в целях реализации Проекта «Профилактика земельных нарушений с наполнением и актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости», а также выполнения дорожной карты по повышению доходного потенциала Свердловской области, утвержденной распоряжением Правительства Свердловской области от 26.04.2019 № 178-РП, направлено 56 предостережений.
Как показывает анализ проведенных контрольных мероприятий, наиболее часто выявляемым нарушением земельного законодательства является отсутствие государственной регистрации права на земельный участок в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», что соответствует ст. 26 Земельного Кодекса РФ.
Участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений должны приниматься все необходимые меры, а именно:
- надлежаще оформлять права, предусмотренные главами III, IV, Земельного кодекса РФ на используемые земельные участки;
- не допускать самовольного занятия земельных участков, т.е. использовать земельные участки только при наличии воли правообладателя, выраженной в порядке, установленном действующим законодательством;
- фактическое использование земельного участка должно соответствовать правовому режиму земельного участка, указанному в правоустанавливающих документах на землю, т.е. использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и соответствующим видом разрешенного использования.
В целях предупреждения нарушений физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля, администрация Кушвинского городского округа осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой профилактики нарушений обязательных требований, осуществляемой органом муниципального земельного контроля Комитетом по управлению имуществом Кушвинского городского округа в 2020 году и плановый период 2021-2022 годов.